Навигация
Категории
Unity [20]
Уроки по работе с Unity
FPS Creator [32]
Уроки по работе с FPS Creator
GameMaker [12]
Уроки по работе с GameMaker
Игростроение [9]
Информация о индустрии GameDev
IT [19]
Статьи о индустрии информационных технологий
Профиль
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page
Главная » Статьи » Разное » Игростроение

Мифы индустрии – лицензионный договор

Приходит время, когда ваши старания воплощаются в конкурентоспособный продукт, способный принести прибыль. Настает час вести переговоры с издателем, и подписывать договор – впереди прибыль, или разочарование. Оказывается, юридические вопросы не менее актуальны, для успешного разработчика, как и вопросы игрового дизайна, программирования, графики. Но, познания большинства, даже опытных, разработчиков, в этой сфере очень низки. Эта статья поможет Вам более ясно смотреть на эту сложную тему, а также избежать наиболее распространенных ошибок.

Сокращения

ГК – Гражданский Кодекс
ЦК – Цивільний Кодекс України
ЗУ, ЗБ, ЗРФ – Законы (Украины, Белоруссии, Российской Федерации)
US  CL – United States Copyright Law (circular 92)
ІВ/ИС – Интеллектуальная Собственность (Інтелектуальна Власність)

Вступление
О видах договоров и их подписании
Миф 1. Леко лицензии
Миф 2. Чем лучше Ваш проект – тем лучше Вам предложат условия
Миф 3. Издатель выдает стандартный договор
Миф 4. Юрист – есть ерунда
  +дополнение к предыдущей статье, о том как выбрать Юриста.
Миф 5. Честность и справедливость
Ошибки при переговорах с издателем
Некоторые полезные советы и наблюдения

Вступление

Вызывает недоумение то количество мифов, и небылиц которые придумали себе разработчики, о подписании лицензионных договоров.

Даже вполне опытные и успешные разработчики, не редко совершают простейшие ошибки при подписании соглашений, и верят в распространенные небылицы.

Эта статья поможет вам разобраться в сложной теме соотношения права и игростроя, а также избежать наиболее распространенных ошибок.

Если Вы не понимаете что такое интеллектуальная собственность, имущественные права, и лицензионный договор – Вам следует прочесть предыдущую статью «Часто задаваемые вопросы по Авторскому праву», которую можно найти здесь:
http://www.gamedev.ru/community/pnligd/

Начнем.

О видах договоров и их подписании

Распоряжение имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности осуществляется с помощью четырех основных видов договоров (US CL Chp.2):

    - договор на передачу исключительных прав (ст.1234 ГК РФ; ст.1113 ЦК);
    - лицензионный договор на исключительные права  (ст.1235 ГК РФ; ст.1109 ЦК);
    - лицензионный договор на неисключительные права (ст. 1236 ГК РФ; ст.1109 ЦК).
    - договор на создание Авторского произведения (ст. ;ст.112 ЦК)

Коротко рассмотрим Их по порядку.

За первым договором Вы передаете все свои имущественные права Издателю. После подписания договора Вы теряете возможность продавать или вообще что-либо делать с Вашим произведением – Оно не Ваше.

Лицензионный договор на передачу исключительных прав предполагает выдачу ряда имущественных прав Издателю, в определенных рамках. Иллюстрацией можно привести условие о распространении программы на DVD, в странах СНГ. Вы, как бы, даете свои права в аренду, на определенный срок, без права самому использовать эти права и передавать их кому либо еще.

Если Вы передали этим договором право на распространение игры в СНГ, то Вы все еще можете продать кому другому право на распространение игры в ЕС… Важно помнить что через определенной срок Ваши права снова к Вам вернуться (если в договоре не указан срок, то через 5 лет после подписания). ! – За первым договором назад уже ничего не возвращается.

Лицензионный договор на передачу неисключительных прав. Похож на предыдущий, только без условия о исключительности – Вы можете передать права в странах СНГ, нескольким издателям. Такой вид договоров составляет основу для работы с онлайн порталами, когда одну игру размещают на разных сайтах.

Последний, но не менее распространенный, договор о заказе Авторского произведения – Он составляется тогда, когда самого произведения еще нет. Например Вы создали демку игры и Вам еще год до полноценного продукта, но Издатель уже заинтересован в Вашей игре; итог - подписывается соглашение, за которым в определенный срок Вы обязуетесь завершить игру. Этот договор может содержать как элементы лицензионного, так и договора на передачу исключительных прав. Кроме того, он обычно включает в себя ряд штрафных условий, в случае если проект создается с опозданием, потому при заключении этого вида договоров помощь юриста особенно нужна – здесь рисков больше.

Надеюсь, Вы понимаете, что не всегда встречаются договора в чистом виде, потому не стоит удивляться гибридам, важно внимательно перечитывать такие соглашения, а еще лучше – приглашать юриста, поскольку именно в гибридных договорах встречается наибольшее количество уловок.     

Пару слов про подписание договора.

Распоряжения имущественными правами на объекты ИС, возможно только при подписании договора. Устные договора не действительны! Интернет переписка не считается письменным подписанием – помните это.

Современные технологии позволяют подписывать и обсуждать договора, даже не встречаясь с будущим компаньоном. Можно, конечно, подписывать договор по старинке – приехав в офис к Издателю. У этого способа есть свои плюсы, но один минус, важный для многих разработчиков – цена.

Второй популярный способ подписания – обмен факсимильными подписями. Но не у всех есть доступ к факсу.

Потому распространен и еще один вариант: распечатка договора Автором, последующее подписание, и отправка по почте Издателю, который также его подписывает, отправляя один экземпляр назад Автору. Это чуть дольше, но применимо для любого Автора.

Существует также подписание договоров в электронной форме, посредством прикрепления к тексту договора специального ключа идентификации, полученного в сервисном центре. Но эта тема пока только начала развиваться и в ней существует много не решенных моментов.

При выборе способа стоит подумать о том, какой наиболее оптимален для Вас – появление в офисе издателя лично, не всегда лучшая идея.

Теперь поговорим о мифах, распространенных среди разработчиков ПО и компьютерных игр.
 

Миф 1. Леко лицензии

В сфере программистов, в т.ч. и игрострое, очень распространено мнение о обязательности и неизменности так называемых OpenSource лицензий. И на первом почетном месте здесь восседает, Ее Величество GNU GPL разных версий.

Все эти «лицензии» или правильными словами ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ДОГОВОРА – на самом деле являются лишь образцом, макетом, примером договора который можно применить. Вот как приводят примеры дизайн документов – нет обязанности следовать какому-то определенному примеру.

Потому Вы имеете полное право взять договор (тот же GNU GPL), и изменить Его как Вам угодно –никаких последствий. На договора и официальные документы право интеллектуальной собственности не распространяется, потому положения об ответственности за изменения условий договора – недействительны(ст.8 ЗБ, ЗРФ «Об Авторском праве и смежных правах»; ст.434 ЦК).   

Представьте себе, последствия распространения авторского права на типовые документы – решили оформить договор купли продажи? Платите автору основной части текста.

Почему в договор включен заведомо недействительный пункт – другой разговор, это психология.

Не бойтесь адаптировать под свои потребности леко (OpenSource) договора/лицензии, не забывая консультироваться с Вашим юристом.

Миф 2. Чем лучше Ваш проект – тем лучше Вам предложат условия

Почему-то в индустрии очень распространен детский взгляд на многие вещи. Авторы считают, что Им выдадут договор лучше, если Их игра будет лучше, и хуже – если наоборот. Это абсолютно не так.

Условия, которые Вам предложит издатель в «типовом» договоре зависят от:
1)  Вашего умения вести переговоры и опыта сотрудничества с издателями;
2)  Количества прибыли, которую теоретически с Вас можно получить;
3)  Вашего Юриста;
4)  Наличия у Вас возможности подписать договор с кем либо, еще;
5)  Впечатления от Вас, основанного на общении с Вами;

Для издателя хороша та игра, с которой идет прибыль – прибыль можно получать разными способами, включая уменьшение прибыли получаемой Автором.

Другими словами – если у Вас прибыльная игра, но издатель видит что Вам можно дать невыгодные условия – Он так и сделает. И наоборот: если Вы сумели показать себя – Вы способны заработать, на средней игре больше, чем на хорошей. О том, как показать себя Издателю поговорим позже.

Миф 3. Издатель выдает стандартный договор

При подписании договора, задача продюсера, который выступает со стороны Издателя – максимально отстоять интересы последнего. Потому хороший продюсер всегда постарается выяснить Ваш опыт в переговорах, перспективность сотрудничества с Вами, и другую информацию, на основании которой выдаст Вам «стандартный договор» (стандартный текст составляет лишь половину документа), с подогнанными под Вас условиями.

Например Вам предложат роялти в размере 0,5 уе с CD-ROM диска, хотя это значение можно довести до 1,4. Успешные компании могут забирать больше чем 50% прибыли с копии.

Также Вам могут предложить продать все права на продукт, хотя после переговоров все ограничится исключительной лицензией на определенную территорию.

Вам могут предложить продать часть прав полностью, а на остальную применить исключительную лицензию. Уловка здесь в следующем – если Вы продали сюжет, Он является частью игры, и потому получив права на сюжет издатель фактически получает права на всю игру - теперь Он может запрещать Вам подписание других договоров на эту же игру.

Как же определяется какие Вам условия выдать? Обычно для выяснения таких вопросов продюсер Издателя дружится с Авторами, Он может общаться не только с лидером проекта, но и с программистами, дизайнерами и другими членами команды. Цели такого общения прагматичны – выяснить все Ваши внутренние аспекты, чтобы знать как с Вами работать, и какие условия договора предложить.

Потому в случае ожидаемого визита представителя издателя, желательно поговорить с командой о том, как стоит себя вести. Не одиноки случаи, когда добродушный программист начинает рассказывать об отсутствии опыта у Вашей команды, расскажет про локальные ссоры, которые были в коллективе (зачастую раздуто, чтоб эффектней слушалось), о том, что от этого договора многое зависит и про то, как Он слышал что Вы готовы пойти на более худшие условия…  А потом Вы удивляетесь, почему после успешного начала переговоров Издатель вдруг стает более жестким, и несговорчивым – это привет от сотрудников.

Миф 4. Юрист – есть ерунда

Большое количество Авторов считают что сами способны справится с переговорами и подписанием договоров, не прибегая к помощи Юристов. Это утверждение правдиво, если Автор программы имеет Юридическое образование и опыт в этом деле – такие достигают успеха и без помощи, но если у Человека нет опыта и знаний – достичь успеха возможно только пригласив нужного специалиста.

Все дело в большом количестве подводных камней, которые не видны изначально. Про некоторые из них уже писал, теперь приведу примеры последствий.

Коллектив Авторов подписал со спонсором договор, за которым последний  получил исключительные права на программу «С». Все шло, как и ожидалось, до той поры, пока эти Авторы не создали следующую программу, на основе предыдущей. Спонсор запретил Ее продажу, пожелав получать прибыль и с нового проекта (с программой «С» Авторы, не заметив, продали и Ее код, применяемый в новой программе). Дело дошло до Суда, но потом было подписано мировое соглашение – Авторы уступили, так как через пол года, Их продукт будет не актуальным, а шансы на решение в Их сторону - спорны.

Автор договорился с Издательством получать черную прибыль – подписав договор на продажу исключительных прав за 1000 рублей, а остальное по договоренности позже.. Итог очевиден – Он получил свои деньги за договором + символическая доплата сверху, а вся прибыль ушла Издателю.

Другой Автор, подписав договор с игровым порталом, потерял 50% прибыли, по той причине, что не указал цену за единицу трафика, которую у Него изымают при скачивании игр. Оказалось, что в отчете цена за трафик была в 5 раз выше чем обычно, у других порталов – а так как цена трафика в договоре не установлена – не к чему придраться.

Теперь позитивный пример. Автор, прибегнувший к юридической помощи смог заключить соглашения с двумя издательствами в СНГ, на издание одной и той же программы, на одной и той же территории, на разных носителях, получая дополнительную прибыль, кроме того оставил за собой право на распространение программы через интернет. Хотя, изначально, Ему предлагали передать все права одному издателю.

Потому подумайте – достаточно ли у Вас опыта, и так ли хорошо знаете право, чтобы все делать в одиночку.

+дополнение к предыдущей статье, о том как выбрать Юриста.

(http://www.gamedev.ru/community/pnligd/)

Поговорим о поведении хорошего Юриста. Специалист, прежде чем называть цену за свои услуги, а также дать согласие на работу с Вами – поинтересуется основными сведеньями о предстоящей работе: с кем будет пописан договор, к какому классу относится Ваш проект, с кем конкретно (из штата Издателя) Вы ведете переговоры, каковы у Вас отношения с издателем, Ваши ожидания от договора, расспросит и по другим вопросам, относящимся к делу.

Профессионал никогда не даст Вам 100% гарантию, до того как приступит к делу. Те кто дает гарантии не приступая к делу – лучше с такими не связыватся.

Миф 5. Честность и справедливость

Что честно и справедливо для одного – может считаться аморальным и подлым для второго. Особенно актуально это для бизнеса – продажа компьютерных игр не исключение.

Понятие хорошего договора Автором и Издателем существенно расходятся. Автор уверен, что именитый издатель должен предлагать Автору хорошие условия, с определенными гарантиями, тогда как Издатель считает, что о своих правах Автор должен думать сам. Потому если Автор получает нулевую прибыль со своего продукта, а все остальное получает Издатель – каждый перекладывает ответственность друг на друга.

А виной всему заблуждение Автора об Издателе. Хороший издатель не тот, который предлагает лучшие условия для Автора, а тот который больше продает  и зарабатывает.

Если Вы подписали договор на 1000 рублей, и надеетесь на черную оплату – Ваша проблема, что Вы получите только 1000 рублей. Если Вы продали свои права, не поняв этого, можете всю жизнь винить Издателя, но Ваш проект уже принадлежит Ему.

Ошибки при переговорах с издателем

Поговорим об ошибках, которые уменьшают Вашу «цену» в глазах Издателя.

Многие Авторы, имеющие мало опыта в переговорах, начинают с шутки, и продолжают в шутливом тоне. Не знаю чем вызвано именно такое поведение, но это верный признак неопытности Автора.

Далее идет угрожающая ультимативность – «Вы дадите мне такие условия,  иначе иду к конкурентам». Эта фраза может повлиять на издателя только если он очень нуждается в Вашем проекте, в противном случае результат сомнительный. Кроме того, этой фразой Вы отрезаете себе все пространство для маневра – если Издатель не исполняет Ваших пожеланий, и Вы не уходите, для него это означает конец торгов за условия контракта – Он победил.

Многие начинающие Авторы очень любят долго общаться с издателями, переспрашивая одну информацию по 9 раз. Это показывает либо Вашу неопытность, либо неуверенность – догадайтесь какие условия Вам предложат? Если надо что-то выяснить – обращайтесь от лица левого человека, или к другим Авторам, работающим с издателем. Если уж нет других вариантов – постарайтесь задать интересующие Вас вопросы один раз и четко, без уточнений и излишних переспрашиваний.

Некоторые, начинают переговоры с применением кучи юридической терминологии, но так как слышали о терминах, но не до конца понимают их – выглядит это театрально, и через очень короткое время (5-10 минут  разговора, или 2-3 письма) становится понятно что Человек ничего не понимает. Умный продюсер, работающий с таким Автором, подыгрывает последнему, и в итоге подписывает, тот же, плохой контракт под соусом хорошего.

Навязывание опыта. Есть такие Люди, которые заключили 1-2 успешных договора (хотя последнее не обязательно), и начинают думать, что Они стали специалистами в этой сфере. Обычно это выливается в поучение издателя о том, как надо составлять договор. Это не идет на пользу «учителю», настраивая издателя против «сенсея». Вы должны помнить – суть переговоров не обучение, а подписание выгодного лицензионного соглашения. Не путайте свои цели.

Страх инициативы. Часто случаются случаи, когда Автору не нравятся условия договора, но Он боится предложить свои, оправдываясь недостатком опыта, сравнением «Они ого, а я всего-то…», и страхом потерять свой контракт. Это заканчивается тем, что Автор получает на половину меньше прибыли чем мог бы. Не бойтесь предлагать свои условия – никто не прервет с Вами отношения из-за предложения. Только умоляю Вас – не путайте предложения и ультиматумы. Никаких требований и угроз – это не война.

«У Нас самая самая!» Тоже встречающаяся ошибка, когда Разработчик начинает с блеском в глазах рассказывать про свое детище - оно замечательно, уникально и неповторимо... Это все хорошо, но блеск в глазах и восторженный тон речи говорит издателю о том, что Вы неадекватно оцениваете свое произведение. Все Ваши заявления в таком стиле действуют на издателя ровно противоположно ожидаемому – чем восторженней речи, тем больше подозрение. О своей игре стоит говорить в спокойном тоне, сравнивая с аналогами, и указывая на сильные стороны. Чем беспристрастней речь – тем лучше Вас будут воспринимать, что позитивно скажется на переговорах за условия. И не забывайте про своих сотрудников, если представитель издателя вдруг решил к Вам наведаться – дикий блеск у большинства сотрудников так же подозрителен, как если бы был у Вас...

Работа без договора. Подобная проблема распространена в основном среди разработчиков, работающих на удалении. Суть в следующем – без подписанного договора один разработчик для другого выполняет работу, а последний продает программу, получая прибыль. Такой подход опасен для продавца. Согласно норм законодательства имущественные права на объект интеллектуальной собственности передаются только при подписании договора, устно передать Их нельзя. Тот, кто создал часть программы для Вас, может спокойно обратится в Суд, и отобрать у Вас прибыль. Решение элементарно – заключайте договора с Людьми работающими на Вас.

Некоторые полезные советы и наблюдения

Как получить Юриста, если нет денег? Решение проблемы простое – предложить долю с продаж. Здесь простой выбор – отдать 10% своей прибыли за защиту своих прав и увеличение собственной прибыли на 30 и более %, или нет – увеличив свои риски, с уменьшением собственной прибыли.

Как себя вести? Ведите себя спокойно и адекватно – игры для Издателя бизнес, а не искусство. Не считайте себя гениальным, незаменимым, более умным чем Издатель. Практика показывает – действительно гениальны и незаменимы те, кто не считает себя таковыми.

Опытные переговорщики знают, что имитировать уверенность, опытность, профессионализм и несущественность переговоров для стороны во время разговоров нельзя – Вы либо реально такие, либо нет. Для профессионалов в этой сфере обман всегда будет виден – потому не пытайтесь этого делать. Если Вы неуверенны, неопытны, волнуетесь и т.д. – лучше наймите профессионала, заплаченные ему деньги дадут Вам больше прибыли, чем экономия.

Старайтесь подтверждать свои слова фактами. Не ведите себя вызывающе и ультимативно – если условие не устраивает, просто скажите, что не устраивает, но не угрожайте отказом подписать договор. Просите разъяснять непонятные для Вас места, чтобы не повторять вопросы – просите давать развернутые ответы.

Не говорите одному Издателю, что ведете переговоры с другим – Они могут быть знакомы, итогом может стать ситуация, когда у Вас останется только один вариант.

Знайте что в Ваших отношениях главное не Дружба, а выгода. Это следует всегда помнить. Рассматривайте появление представителей Издателя как проверку, а не дружеские посиделки.

Помните о своем коллективе – Они тоже могут играть важную роль при определении условий сотрудничества. Если у Вас есть талантливый, но неадекватный, или несдержанный сотрудник – дайте ему оплачиваемый отгул на время визита Людей Издателя (жадность в этом случае может стоить дороже).

Придерживайтесь предложенных советов, не верьте в распространенные мифы, и не совершайте популярных ошибок – так Вы избежите дороги к неуспеху, и возможно придете к своему триумфу. Спасибо за прочтение.

Материалы данной статьи являются собственностью автора (Боридченко В.А.) и их распространение в любой форме: перепечатывание, размещение на сайте/форуме, печать в периодических изданиях и т.д., разрешается только с согласия автора. По вопросам прошу выходить со мной на контакт.

При цитировании частей этой статьи, не забывайте проставлять ссылку на источник, иначе это выглядит как плагиат.
Спасибо за понимание.

LisenceAgreemant | Мифы индустрии – лицензионный договор

Руководство сайта Gamedev.ru благодарит Автора за оказание юридических консультаций порталу.

Мои контакты:
ICQ ::  295-045-915
E-mail :: CWU_Core@mail.ru
Тел. :: +380 93  161 90 60 (Лайф; Украина)
Web Money: Z661675280326



Источник: http://www.gamedev.ru/industry/articles/GameDevMyth?page=3
Категория: Игростроение | Добавил: gforcer (24.01.2010) | Автор: Админ
Просмотров: 1697 | Комментарии: 2 | Теги: право, издательство, лицензия, договор, переговоры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Демотиваторы
Copyright Зямаев Денис © 2024