Навигация
Категории
3D Max [72]
Уроки по работе с 3D Max
Maya [21]
Уроки по Maya 3D
Blender [20]
Статьи по работе с Blender
GIMP [53]
Уроки по работе с GIMP
PhotoShop [27]
Уроки по PhotoShop
Corel Draw [1]
Профиль
Статистика
Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page
Главная » Статьи » Дизайн » 3D Max

Правила "Орнаментостроения", часть 1

Правила "Орнаментостроения"
Часть Первая
 

Здраствуйте, дорогие коллеги!  Прежде чем приступить, я хочу сообщить Вам, что данная статья не является научной работой и никак на неё не претендует. Опытному искусствоведу она может показаться мягко говоря "неправильным" и он(а) будет прав(а). Я решил поделится с вами моим опытом рисования орнаментов разной формы и направленности. Занимаюсь этим "кустарно" и метод, которым пользуюсь некоторым из Вас может показаться неуклюжим и неергономичным, но как говорят: -"Чем богаты тем и рады". Если данный материал кому-то поможет, то я буду очень рад (значит все-таки не зря писал), но совсем необязательно все что тут написано принимать как аксиому. Главное ваша фантазия и желание заниматься этим делом, а я постараюсь немножко направить Вас в нужное русло, но в конце концов решение принимаете Вы. Прежде чем приступить к практике, давайте сначала немножко ознакомимся и с "теорией".
Слово "орнамент" происходит от латинского - "ornamentum" и означает украшение. Человек всегда стремился украсить все вокруг и первые орнаменты обнаружены в эпохе палеолита и неолита. Линии орнамента сами собой создают неповторимый декор, который в свою очередь создает стиль. Во всех временах разные народы и культуры создавали свою уникальную систему. Создание орнаментов особенно бурно развилось в тех странах, где была развита абстрактное мышление и визуальная интерпретация окружения человека (древний восток, страны Азии, Колумбийская Америка, средневековая Европа, Скандинавские страны т.д.) Сами орнаменты делятся на несколько основных групп. Это геометрические, растительные, лентообразные, зооморфические, геральдические, центральные, рамочные и т.д. Геометрические орнаменты в основном состоят из прямых и зигзагообразных линией (круги, ромбы, кресты, спирали и разные звездочки), но иногда встречаются гораздо сложные специфические мотивы. Например "меандр".   
Пример геометрического орнамента, которая состоит только из кругов и прямых линией. (Резьба на камне. С фасада собора Святого Георгия. Тбилиси. Грузия)  
Растительные обедняет стилизованные изображения разных цветов, листьев, побегов и т.д. Для создания зооморфических орнаментов в основу брались изображения животных, птиц и людей. Такое направление особенно хорошо развился в средневековой Эвропеической геральдике. На гербах часто изображались разные животные и птицы, как реальные (кабан, тигр, орел, фазан, лошадь), так и фантастические (Дракон, Единорог, Грифон).       Пример Зооморфического орнамента.
(Кельтский орнамент. Изображение с сайта http://www.celtic-art.net/) Вот пример и лентообразных орнаментов состоящих в основном из повторяющихся элементов.   (Иллюстрация из книги "Первый Грузинский Гравер". Автор - Мурман Урушадзе. 1958 год.) Как доказывает история и мы сами отлично знаем ничего не стоит на месте. Все развивается - в том числе и искусство. Со временем стали появляться разные "гибриды" этих основных направлений. Например совокупность геометрических и растительных орнаментов породили новый стиль - Арабески. Соединение геометрических и зооморфических стилей дали новое направление под названием Тератология и т.д. Перечисление всех стилей и направлений нас очень далеко заведет и потому давайте ограничимся этим малым.       "Классический" пример "Арабески", где отчетливо видно человек собирающий виноград. Рядом животное, похожее на собаку, а над ним птица. Всю композицию окутывают виноградные лозы и листья (Изображение на Граале. Ранний Христианский период. Антиохия) Теперь приступим к практике 1 закон "Оранментостроения" - ("ПРОЛЕЗ-ПЕРЕЛЕЗ"): Первый закон, который я выработал и жестко усвоил, это принцип под именем "ПРОЛЕЗ-ПЕРЕЛЕЗ", то есть когда линии составляющие орнамент пересекаются, одна должна проходить над другой, но потом таже линия, если опять пересечется с другим, то должна пройти под ней. Приведем пример:
На рисунке (Orn-1) изабражен маленький фрагмент орнамента, который на один взгляд симметричен.      Orn-1   Но теперь посмотрим с другой стороны. На рисунке Orn-2 тот же орнамент но раскрашен в разные цвета, которые отчетливо показывают, что данный рисунок состоит из 4 независимых линий, которые пересекаются в определенных местах   Orn-2 На этой картинке (Orn-2) отлично можно увидеть и принцип "Пролез-Перелез". Красная линия пролезает под синий в точке 1, перелезает в точке 2. Опять пролезает в точке 3 и т.д. Как мы видим линия постоянно петляет и этим создают структуру орнамента. Пойдем за красной линией. Она пересекается в точках от 1 до 5 и соприкасается в точке 6. Вроде она никаких отношений не имеет с зеленей и черной линями но присмотритесь внимательно. Их обедняет синяя линия. Она берет "эстафету" с красной, передает зеленному, которая в свою очередь передает черному. Таким вот принципом можно построить довольно массивные и обширные орнаменты, но всегда и везде соблюдайте 1 закон "Оранментостроения", правда иногда бывают исключения когда линия раздваивается или сам себя пересекает. На рисунке Orn-3 показам массив где и обозначены эти моменты исключения (точки 1-4), но это происходит довольно редко.     Orn-3 Этот закон универсален и пригоден почти всегда, чтоб Вы не рисовали будет это растительные орнаменты или геометрические. 2 закон "Оранментостроения" - (Похож- Непохож): Всегда стараетесь вложить какой-нибудь смысл в орнамент, которую вы решили создать. Некоторые делают просто линии и черточки без смысловой нагрузки, но на них очень редко приятно смотреть. Вот приведу к примеру несколько вариантов своих работ и что я постарался изобразить. На рисунке Orn-4 я хотел показать морду котенка и по моему у меня это получилось     Orn-4   Давайте не будем просто разглядывать схожие изображения и разберем их "На части". На рисунке Orn-5 изображено морда оскалившегося тигра Orn-5 На один взгляд вроде ничего особенного. Кружочки да палочки, но вот на схематических изображениях гораздо отчетливее видны черты тигра.  

Orn-6-1 

Orn-6-2 

Orn-6-3

 
Всмотритесь на Orn 6-2. 1-это уши, 2-глаза, 3-оскалившися рот и 4-часть нижней челюсти с маленькой "бородкой". Теперь перейдем на рисунок Orn 6-1 и Orn 6-3 и сравните их с Orn 6-2. Нумерация указывает на схожие черты. Те же уши, морда, глаза и рот и бородка. Может она и не очень похожа, но все таки какой то смысл я постарался вложить. И финальное сравнение. Эту композицию я назвал "Полет Стального Дракона" (Orn-7 Orn-7   1-это рога на голове, 4-перепончатие крылья, 2-когти на крыльях, 3-голова и 5-хвост с острым наконечником. Если учитывать форму объекта, которую вы собираетесь воплотить в орнамент и некоторым образом приблизить ее к конечному продукту то поверьте, будет гораздо лучший результат. Человек все вокруг воспринимает как сознательно, так и подсознательно. На один взгляд может показаться что ваш рисунок не имеет ничего общего с реальными объектами, но подсознательно все таки воспринимается заложенная информация и вызывает соответствующую реакцию. 3 закон "Оранментостроения" - (Контрастно? Это хорошо): Орнаменты должны быть выразительными и контрастными. Например, очень эффективно помещать светлоокрашенные элементы орнамента на более темный фон, или наоборот. Можно даже закрашивать саму линию изнутри и прибавит ей остроту (Orn-8).   (Илюстрацыя из книги "Первый Грузинский Гравер". Автор - Мурман Урушадзе. 1958 год.) Древние культуры в совершенстве овладели этим искусством и в их работах всегда обнаружите этот эффект контрастности (Кельты, Иберы, Шумеры, Египтяне и т.д). В Эвропe такое направление особо бурно развился в эпохе гравюр. Самые высокохудожественные работы можно обнаружить именно в этот периоде. На изображениях внизу показано 2 варианта орнаментов, и я уверен вы сами, без подсказок, увидите что лучше смотрится.    Вариант-1   Вариант-2   Orn-8   (Кельтскиe орнаменты . Изображения с сайта http://www.celtic-art.net/)   Бывают случаи, когда приходиться наносить светлый орнамент на такую же поверхность и она начинает сливаться с нею и теряться. Что тогда делать? Я в таких случаях поступаю так: Сам орнамент или подложку делаю разными по материалу, чтоб по разному отражали свет или блестели неодинаково. Это сразу дает контрастность но все равно недостаточно. Можно еще "включить в производство" грязь и царапинки. Очень редко бывает, чтобы в реальной жизни поверхности какого либо объекта была бы абсолютно идеальными. Всегда можно найти малюсенькие царапинки и почти незаметные затемнения. Вот их и надо имитировать и ваша работа станет гораздо красивей и реальней. 4 закон "Оранментостроения" - ("Повторение Мать учения"): Симметрические орнаменты это очень распространенный метод. Ее использовали почти все древние народы. Она удобна и всегда оправдывает себя (почти всегда). Можно создать какой не будь один элемент и потом повторяя ее делать массив орнамента. Таким способом можно делать как лентообразные и центральные орнаменты, так "заполняюшчие" и круговые. Возьмем к примеру знаменитую Египетскую волну, которую после Греки "усовершенствовали" и сделали очень популярным (Orn-9). 
Orn-9
(Мозаика собора Святого Петра) Рассмотрим ее структуру. Нарисована одна единственная часть "волны" и повторено много раз. Этой деталью можно делать почти любые массивы орнаментов (Лентообразные - бесконечно повторяющиеся черед одинаковых элементов, круговые, окантовочные и т.д.) очень легко.   Orn-10 Теперь давайте проведем маленький "практический" курс, как этот метод можно использовать и получить довольно приличные результаты. Для начала рассмотрим кельтский орнамент, который нам уже знаком (Орн-8. Вариант 1). Он представляет единое целое, но если внимательно посмотреть то обнаружим, что на самом деле это один единственный элемент скопированный 6 раз. Сами посмотрите на схеме (Orn-11). Если нарисовать такую деталь, перенести точку поворота на острый конец (Красный кружок) и поворачивая на 60 градусов скопировать 6 раз, то получим законченную структуру орнамента. Чтобы так получилось, при создании изначального сегмента, заранее нужно учесть ее конечную версию, чтобы места "стыковок" орнамента совпадали.
Orn-11 Таким методом повторения можно получать уйму разнообразных вариантов. Для наглядности возьмем тот же орнамент мордашки котенка. Вот несколько вариантов, что можно сделать если один и тот же сегмент использовать несколько раз копируя, поворачивая и делая зеркальные варианты (Orn 12).          
(Orn 12) 5 закон "Оранментостроения" - (Фантазия это хорошо):   Создавая орнамент нужно включить свое воображение "на полную катушку" (Если вы конечно претендуйте на оригинальность), но перед этим стоит ее немножко "подогреть". Хорошие материалы для стимуляции воображения можно найти почти везде. Есть много вариантов и вот например:   Вариант первый:Если вам повезло и вы живете в старинном городе, или в таком попадете, то внимательно разглядываете фасады домов в "старом городе". На них иногда такие уникальные орнаменты, что глазам не поверите (Когда а увидел дома и соборы в Лондоне, то рассматривал их с разинутым ртом и фотографировал всю эту чудо как сумасшедший).   Вариант второй:Музей. Часто ходите в музеи и я уверен вы там обязательно найдете то, что заинтригует вас и разбудит интерес. Oсобо внимательно изучайте древние вещи (Иконы, резьба по дереву, вышивки, оружие, чеканные вещи и т.д.). На старинных иконах (иногда и на современных) почти всегда можно найти "интересную линию". Если у Вас нет времени для того, чтоб ходит по музеям или там ничего для себя не нашли, то достаньте каталог музеев разных городов и стран и если даже там не обнаружите что-нибудь подходящее, то это будет очень удивительным фактом.   Вариант третий:Интернет. Это почти неиссякаемый запас материалов для подпитки Вашей фантазии. Там опубликованы как классические работы, так и "кустарные" - созданные любителями и энтузиастами.   Вариант четвертый:Исторические и фентезииные фильмы и романы. К примеру из фильмов - "Юда Бенгур", "Властелин Колец", "Ел Сид", "Спартак", "Гладиатор", "Конан Варвар", "Рыжая Соня" и т.д. Из романов: - "Прокльяте черного кинжала", "Не время для драконов", "Хроники Корума", Серия "Черная Башня" и т.д. Помогут и компьютерные игры. Такие как "Diablo 1-2", "WarCraft 1-2-3", серия "Heroes", "Проклятые земли" и т.д. Когда вы погружаетесь в эту выдуманную страну, то всегда возникают интересные мысли, но в конечном итоге все зависит от Вас. Можно пересмотреть гору материала но ничего реального не получить. Нужно включать свое воображение и под впечатленьем создать свой, уникальный орнамент. Никто в этом Вам не поможет и не скажет делай так или иначе, если Вы (повторюсь) претендуете на оригинальность. В данный момент Вы центр вселенной, Вы творец и все тут. Правда материалы, о которых мы выше говорили помогут, наведут на интересные "открытия" но работать и шевелить мозгами придется Вам. Стоит выбрать определенный стиль, которым вы будете работать и постепенно совершенствовать. Когда "освоите" один стиль, то можно переходить на другой а потом их соединить и делать совершенно уникальные работы. Лично мне по душе Скандинавские (Кельты, Викинги), Азиатские (Византия, Шумеры, Иберия - Грузия) и Египетские орнаменты. Конечно о вкусах не спорят. Можeт Вам другой стиль по душе, но надо ее обязательно найти и подстроить под свои потребности. Для начала разберитесь с структурой орнамента. Сделайте много копий и скоро Вы "почувствуйте линию". Это даст Вам возможность не думать о самом орнаменте, как о непоколебимом колоссе, которую нельзя трогать. После этого этапа, вы сможете ваять все что угодно и это дело Вам покажется очень легкими приятным. Желательно уметь рисовать хоть немножко и если вы дружите с карандашом, ластиком и бумагой, то поверьте, дело гораздо быстрее придет и не надоест.   Последняя Глава:Я решил ее посвятит маленькому практическому упражнению. Будем делать геометрическую фигуру на Кельтские мотивы. Объект называется "Троица". Для этого нам понадобится чистый лист бумаги, карандаш, ластик, циркуль и линейка. Пожалуй начнем: Для начала на бумаге циркулем нарисуйте простой круг, где C это центр, R это радиус P1 это первая "опорная" точка (Orn 13 - Sample 1). Теперь не меняя радиус, поставьте острый конец циркуля в точку P1 и нанесите на круг перекрещения. Это будет точка #P2. После повторите процедуру, но в качестве P1 используйте P2, так мы получим точку P3 а потом повторим эти действия еще и еще, пока мы не получим шесть точек на нашем круге (Orn 13 - Sample 2). Теперь, не меняя радиуса, поставьте острие циркуля на точку P3 и соедините дугой точки P2 и P4. Повторите эту процедуру с точки P5 и точки P1. Должно получится нечто похожее на Orn 13 - Sample 3.    
 
Sample 1 Sample 2 Sample 3
  
(Orn 13)   Нeмного увеличите радиус на циркуле и повторите все вышеупомянутые действия. Должно получится так, как это показано на Orn 14 - Sample 4. После добавьте еще два круга с внутреннои стороны. На один взгляд смотрится не очень приятно (Orn 14 - Sample 5). Нужно убрать все ненужные детали и пустить в ход 1 закон "Оранментостроения" - ("ПРОЛЕЗ-ПЕРЕЛЕЗ"). После не очень долгой и трудоемкой работы по стиранию "балласта", у вас получится вот такой симпатичный орн aм eнт. Строго, красиво и элегантно (Orn 14 - Sample 6).  
Sample 4  Sample 5 Sample 6

(Orn 14)   Если заполнить внутренние пространства темным цветом, то наш орнамент станет гораздо контрастным и будет смотрится лучше (Orn 15). (Orn 15)   Вот если немножко пофантазировать и к этой "стандартной" версии добавить чтонебудь от себя, то конечный продукт изменится почти до неузнаваемости - Sample 7. Тот же орнамент но уже перенесен в 3D среду - Sample 8 (Извините, за такой вид. Просто делал на скорую руку)  
Sample 7  Sample 8

 
Напоследок поделюсь моим методом нанесения орнаментов на 3D модели. Вот одна из моих работ (Orn 16). Сначала я делаю основную форму (Orn 16 Sample 9), которую потом в очень блеклых тонах печатаю на принтере большого формата (А3). После на этот отпечаток и рисую орнаменты, сканирую, загоняю в любимый графический или векторный редактор и довожу как говорится "до ума". Конечно можно сразу на набросках все делать, но по ходу работы всегда случается, что приходится что то немножко подправить или изменить, так что конечный продукт самую малость, но все таки отличается от изначального. Поэтому я и избрал такой вариант. Вам может показаться, что это не очень оптимальный подход к делу, но никто Вам не мешает придумать свой метод, которая будет для вас гораздо удобным.  
Sample 9                                    Таже работа, но уже
с орнаментами и текстурами.

(Orn 16)    

Эпилог:

  Вот и закончилась статя и если она хоть кого ни будь из Вас наведет на нужные мысли, то буду считать, что не зря старался. Без конца экспериментируйте, выдумывайте и не боитесь что Вас не поймут. Не сегодня, так завтра у Вас все получится и Вы сами удивитесь своему мастерству разглядывая старые работы. Всегда старайтесь обсуждать свои работы с другими людьми, даже с неспециалистами. Конечно всем не угодишь, но это очень поможет вашему развитию.    

Если возникнут какиенебудь дополнительные вопросы, то пишите на электронную почту или через ICQ. RIPPER_RUNA
rip_oox2@hotmail.com
rip_oox@mail.ru
-------------
ICQ: 425246689 P.S. Не путайте всякие орнаменты или символические изображения с Рунами. Это далеко не одно и тоже. Вот несколько интересных ссылок на эту тему и вы сами догадаетесь что к чему.: http://www.kitiara-arh.narod.ru
http://celtica.narod.ru/
http://perun.hut.ru/magia/runy_futark0.php
http://reibert.info/ss/3/2/index.shtml
http://www.runa-a.narod.ru/
http://magic-faculty.narod.ru/asatru/runes Конец первой части
Продолжение следует

Источник: http://www.3dmax.ru/lessons/26/
Категория: 3D Max | Добавил: gforcer (14.02.2010) | Автор: Админ
Просмотров: 1795 | Комментарии: 2 | Теги: макс, , max, создание, орнамент, моделирование, рисование, 3дмакс, 3DMax, 3D | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Демотиваторы
Copyright Зямаев Денис © 2017